Примечания: |
В месяцеслове католические святые отмечены по-польски
Сигнатуры буквенные: [*](4), А(8), А(8)-Х(8), От (Отв, Отв, Отд)(8), Ц(8)-Ю(8), Я(3), От(1), [Я](4), Ом(8), Я*(8), О(8), Кс(8)-V(8); АА(8)-ШШ(8), ЩЩ(4)
Печать в одну краску. Орнамент: заставки, концовки, ломбарды, украшения колонтитулов. Гравюры: 1) 8 нн. об., Рождество Христово; 10,9х7,4; 2) 16 нн. об., Моление о чаше; 10,1х8,1; 3) 31 об., Поцелуй Иуды; 10,2х8,2; 4) 62 об., Иисус перед Пилатом; 10,6х8,3; 5) 66 об., Бичевание Спасителя; 10,3х8,2; 6) 70 об., Установление креста; 10х8,1; 7) 75 об., Воин прободает копьем ребро Спасителя; 10х8,1; 8) 80 об., Тайная вечеря; 10,7х8,2; 9) 86 об., Снятие с креста; 10х7,7; 10) 102 об., Положение во гроб; 10,7х8,2; 11) 106 об., Икона Почаевской Божией Матери; 10,7х6,3; 12) 142 об., Изображение благословляющего Спасителя; 11х8,3; 13) 159 об., Благовещение; 10,4х8,1; 14) 199 об., Успение; 11,5х8,5; 15) 228 об., Святитель Николай; 11,2х8,2. Гравюры на меди на л. 16 нн., 31 об., 62 об., 66 об., 70 об., 75 об., 80 об., 86 об., 102 об., 142 об., 159 об., 199 об., 228 об., гравюры на дереве на л. 8 нн., 106 об.
Фолиация в верхнем правом углу, с опечатками: 5 нн.-16 нн., 1-47, 1 нн. [т. е. 48], 49-102, 1 нн. [т. е. 103], 104-127, 129 [т. е. 128], 129-159, 1 нн. [т. е. 160], 161-197, 190 [т. е. 198], 199, 1 нн. [т. е. 200], 201-327, 320 [т. е. 328], 329-351, 1 нн. [т. е. 352], 353-396, 390 [т. е. 397] 398-434, 430 [т. е. 435], 436-534, 1 нн.-2 нн. [т. е. 535-536], 537-548 л.
Кустоды
Переплет: светло-коричневая кожа на картоне, на крышках, корешке слепое тиснение, бинтики (3), обрез крапчатый. На корешке тиснение: Молитвослов BY-HM0000:096/5000
Дефектный экземпляр: отсутствует верхняя переплетная крышка, нет л. 1 нн.-4 нн. Кожа на углах надорвана, поточена жуком, отдельные листы подклеены, недостающий текст дописан от руки BY-HM0000:096/5000
Приплетения: к блоку книги приплетено 2 пустых и 4 рукописных листа (бумага конца XIX ― начала XX в.) BY-HM0000:096/5000
На рукописном л. 1 запись карандашом: Молитвослов, в нем же чин часов церковных и прочих спасительных молений с тропарями и кондаками на весь год, типом второе издан в Вильне в Т. обители монахов чина св. Василия Великого Униатского исповедания. 1808 (Е. 12964) BY-HM0000:096/5000
Начало печатного текста, л. 5 нн.: Молитвы // По всяком молении ц[е]рковном, яже бл[а]гоговейно // чтущаго (аще бы и не с должным четший моление цер//ковное совершил вниманием) Папа Лев десятый, // прощения сподобил есть BY-HM0000:096/5000
На рукописном л. 2 запись коричневыми чернилами: Этот молитвенник существует с XVIII века, по нем молились униятские священники отец и дед Адама Яковлевича Рончевскаго и сам А. Я. Рончевский BY-HM0000:096/5000
На рукописном л. 2 библиотечная помета: Б 09/62 [книга поступила в довоенный фонд Государственной библиотеки им. Ленина] BY-HM0000:096/5000
На рукописных л. 3-4 приводится биография А. Я. Рончевского: Краткая биография Адама Яковлевича Рончевскаго. А. Я. Сукович-Рончевский происходил из рода белорусских полоцких бояр. В 1410 году Вел. Кн. Литовский и король польский Ягайло возвел предка Ад. Яковлевича, своего сокольничаго, в польские дворяне, грамотой добавив к белорусской его фамилии Суковича польскую ― Рончевский и утвердил герб: уж [?] держит во рту веточку с тремя яблоками. При храме Рончевскому позволено было, в отступление от принятаго обычая, оставаться православным. А. Я. родился в 1811 г. в сел. Горках, Городокскаго уезда, где его отец был униатским священником. Воспитывался в Полоцкой Духовной семинарии. На 23 г. был рукоположен в священники. В 1839 г. за несогласие перейти из унии в православие, был сослан, сперва в Курск, из Курска ― в Симбирск. В 1882 году поселился в своем имении Войткушки, Новоалександровскаго уезда, где и умер в 1887 году. Похоронен в погосте Гайдан [?], близ имения. До самой смерти состоял под надзором полиции. [...] говорить на народном белорусском наречии. Молитвенник принесен в дар Витебской Архивной Коммиссии двоюродною племянницею А. Я. Варварою Сцепуро BY-HM0000:096/5000
Владельческие записи: 1. № 5 Собственноручная заметка священника Адама Рончевскаго от 1842 г., 6 сентября. 1842 г. 6 сентября из Курска выслан в Г. Симбирск Адам Рончевский. За несогласие в перемене Униятскаго веро-исповедания (л. 354); 2. № 6 Собственноручная заметка Адама Рончевскага от 1842 г., 19 сентября. 1842 года 19 Сентября прибыл в Г. Симбирск Адам Рончевский (л. 362); 3. 1839 года сего февраля 27 дня представлен к о. Камергеру Скыпицину в Г. Витебск и сего дня посредством полиции в Полотцк к Г. Епископу Василию Лужинскому (л. 447); 4. №1 Заметка сделанная собственной рукой униатскаго священника Адама Рончевскаго 6 марта 1839 года. 1839 года сего Марта 6 дня в присутствии членов Консистории слушал оной постановления и/за несогласие мое в предлагаемом предмете, отрешен от священно-действия и отправлен по средством З[...]ской полиции к должности дьячка в Тадулинский Васи[ль]янский Монастырь Священник Адам Рончевский (л. 450); 5. № 2 Заметка Адама Рончевскаго 1839 г., 15 Марта. 1839 года сего Марта 15 дня прибыл по распоряжению Начальства в Тадулинский Монастырь к должности дьячка священник Адам Рончевский (л. 454); 6. № 4 Собственноручная заметка Адама Рончевскаго от 8го Апреля 1839 г. 1839 года сего Апреля 8 дня взят по распоряджению Начальства из Монастыря Тадулинскаго для доставления в Г. Курск Жен[д]армом священник Адам Рончевский (л. 463 об.); 7. 1839 года сего Апреля 18 дня прибыл по распоряжению Начальства в новоучрежденную Унитскую обитель по Высочайшему повелению в Г. Курск священник Адам Рончевский (л. 467 об.) BY-HM0000:096/5000
Библиография: Запаско, Я. П. Пам'ятки книжкового мистецтва : каталог стародруків, виданих на Україні : [у 2 кн.] Кн. 2, ч. 2 : (1765―1800). Львів, 1984. № 3691; Свєнціцкий, І. С. Каталог книг церковно-славянской печати. Жовква, 1908. № 363; Кириличні стародруки українських друкарень, що зберігаються у львівських збірках (1574―1800) : зведений каталог. Львів, 1975. № 600
|